Остаться в живых: Обзор Zanki Zero: Last Beginning
Сначала мы пробудились с загадочными часами на руках и были вынуждены участвовать в «Nonary Games». Затем вместе с одноклассниками оказались заложниками жестоких игр на выбывание, организованных маниакальным медведем Монокумой. Однако веселье не закончилось, и на этот раз нас приглашают в постапокалиптический мир, где наверняка ждёт очередная садистская игра и полный драматизма и страстей сюжет. Всё верно, Zanki Zero: Last Beginning получила английскую локализацию, а потому я предлагаю, более не откладывая, поближе познакомиться с совместным проектом японских компаний Spike Chunsoft и Lancarse!
8 клонов, 8 дрейфующих руин и 13 дней
Если вы имели возможность приобщиться к предыдущим работам Spike Chunsoft, то с первых же секунд сможете почувствовать себя как дома, а затем…начнутся сюрпризы! На сей раз, помимо привычных элементов визуальной новеллы, жанр проекта представляет собой игру-выживание и данжен-кроулер – причём все три составляющие абсолютно равноправны. Само же место действия – окружённые океаном и поросшие тропической растительностью урбанистические руины, могли бы сойти за некоторые локации, куда можно было посылать на поиски ресурсов героев Danganronpa 2: Goodbye Despair в бонусном «Островном режиме» (Island mode). Правда, ни в одной из предыдущих игр мир не был настолько опасен, и персонажи не умирали так часто, как здесь! Умирали, чтобы снова вернуться к жизни – ведь теперь они клоны, тела которых рождаются, взрослеют и умирают в течение 13 дней. А ещё они – единственная надежда человечества!
В Zanki Zero: Last Beginning перед нами развернутся истории 8 персонажей, каждый из которых будет отождествляться с одним из Семи смертных грехов. Что связывает богатую наследницу могущественной корпорации, врача, сотрудницу полиции, фермера, мастера «кинбаку» (на Западе обычно называется «шибари»), редактора печатного издания, флориста и девушку с протезами вместо руки и ноги? По традиции один из них будет обладать сдержанным характером и задатками лидера, но именно его лень когда-то привела к трагедии. Ещё один персонаж при первом знакомстве покажется до невозможности примерным и положительным, но где-то внутри него будут скрываться тьма и зло. Снова привычные архетипы от Spike Chunsoft, не так ли? А ещё тут есть сразу два забавных и харизматичных маскота-ведущих – на этот раз не таких антагонистичных, как, например, Монокума, но также легко готовых пожертвовать благополучием несчастных клонов.
Так какова же главная цель наших героев? Вскоре после того, как они пришли в себя на так называемом Гаражном острове (Garage Island), одной из важнейших построек которого, действительно, является гараж, неподалёку включился старый телевизор, с экрана которого к ним обратились мультяшный парень Сё (Sho) и овечка Мирай (Mirai) – ведущие шоу «Extend TV». Упомянутые маскоты ввели невольных зрителей в курс дела, поведав им о гибели человечества, о том, что они клоны, и о действии Extend Machine (Машина продления) – напоминающем игровой автомат устройстве, позволяющем восстанавливать погибшие тела клонов.
Теперь жителям Гаражного острова предстоит научиться добывать себе пищу, самостоятельно изготовлять предметы первой необходимости, освоить строительство и просто выживать во враждебном постапокалиптическом мире. И всё ради того, чтобы найти среди окружающих руин отсутствующие детали Машины продления, отключить механизмы старения клонированных тел, заставляющих их умирать каждые 13 дней и…возродить человечество! Разумеется, если бы озвученные цели и мотивы полностью совпадали с истинной сутью вещей, это вряд ли была бы игра от Spike Chunsoft. А потому будьте готовы к тому, что сюжет ещё несколько раз перевёрнётся с ног на голову, а где-то среди действующих лиц скорее всего затаился предатель или хотя бы некто, знающий больше, чем хочет в этом признаться – в общем, классика жанра!
Запомните эти лица. Теперь именно вам предстоит кормить, лечить и укладывать их спать.
Перейдём непосредственно к геймплею. С элементами визуальной новеллы понятнее всего. Модельками персонажей можно любоваться, и они вовсе не статичны, а находятся в постоянном движении. Присутствуют также и более традиционные неподвижные CG-арты, но, в любом случае, именно формат визуальной новеллы играет роль основного двигателя сюжета.
Гаражный остров станет центром всей жизни сперва такого небольшого мирка наших героев. Мы сможем исследовать его с видом от первого лица, собирать припасы и различные предметы и, самое главное, строить на нём полезные для выживания объекты: спальни для отдыха, кухню для приготовления еды, туалет для справления естественной нужды организма, склад для хранения припасов и мастерскую для изготовления предметов и их апгрейдов. Кстати, все строения можно улучшать, давая им дополнительные свойства. Так, например, туалет 2-го уровня станет чище, а потому персонажи уже не будут испытывать шока и, как следствие, стресса при его посещении! Разумеется, для строительства, крафтинга и готовки понадобятся припасы, которые можно будет добыть только за пределами главного острова.
Сердцем и мозгом вашей базы станет вовсе не кухня или спальни, а та самая Машина продления. Находя новые детали импровизированного аркадного автомата, вы будете потихоньку расширять его функционал, но основное назначение устройства заключается именно в возвращении к жизни клонов – умерших от старости или в результате куда менее естественных причин. Однако для этого вам понадобится особая внутриигровая валюта – очки продления, зарабатываемые в сражениях или при других действиях. Иными словами, чтобы жить и выживать в мире Zanki Zero: Last Beginning, приходится…постоянно рисковать своими жизнями!
Если же бренное существование кого-то из клонов всё-таки прервалось, то, возрождая его или её посредством Машины, вы сможете доплатить за активацию так называемого эффекта «Shigabane». Данная механика представляет собой огромное количество бонусов и сопротивляемостей, зависящих от предыдущей истории смертей персонажа! Погибли от яда? Извольте получить повышенную стойкость к токсинам. Умерли от старости? Для вас продлённый цикл жизни клона в зрелом возрасте! В общем, что…убивает вас, делает вас сильнее!
Не спойлер, а весьма рядовое событие. К концу прохождения количество смертей персонажей наверняка перевалит за несколько десятков
Каждую главу вокруг центрального острова будут появляться новые, так называемые «дрейфующие руины» – непонятно откуда взявшиеся осколки прежнего мира, как-то связанные с одним из персонажей, его прошлым и отождествляемым с ним смертным грехом. Например, нам предстоит посетить разрушенное офисное здание, заброшенный курорт, больницу, подземный торговый центр, учебное заведение (как насчёт ностальгии по академии «Пик надежды?»), и даже только чудом не затонувший круизный лайнер. Как несложно догадаться, дрейфующие руины будут играть роль тех самых «подземелий», без которых не обходится ни один данжен-кроулер.
Исследуемые локации достаточно обширны и обычно многоуровневые. Перемещаясь по «подземельям» с видом от первого лица, мы можем наглядно наблюдать, как вместе с каждым пройденным шагом автоматически дорисовывается карта местности в правом верхнем углу экрана. Среди запустения и разрухи можно обнаружить множество полезных припасов и ингредиентов для крафтинга, новое обмундирование, а также натолкнуться на загадки, ловушки и, конечно же, врагов. Головоломки чаще всего представляют собой последовательность рычагов или напольных плит, но ближе к концу почти каждой главы нет-нет да найдётся хотя бы одно препятствие, заставляющее пошевелить мозгами.
Кстати, в Zanki Zero: Last Beginning очень интересная ситуация с протагонистом – он меняется каждую главу, и, тем самым, повествование ведётся от лица того героя, с которым связаны «всплывшие» на этот раз дрейфующие руины.
Танцы с козлами, щупальца вместо рук и выживание в дикой природе
Чаще всего в руинах обитают конкретные, свойственные этому месту типы врагов. Поначалу это будут представители местной мутировавшей фауны – одичавшие козлы, ящерицы, обезьяны и так далее. Однако позднее герои столкнутся и с созданиями, некогда бывшими людьми. Наконец, каждый сюжетный эпизод будет оканчиваться сражением с боссом – достаточно мощным существом, связанным с прошлым одного из персонажей.
Боевая система не пошаговая, но всем персонажам нужно время на «перезарядку» ударов. Всего же в бою может участвовать 4 героя – по два в переднем ряду и по два в заднем. От построения зависит использование некоторых умений и получение повреждений – то есть, если вас атаковали с тыла, то пострадают те, кто находился в во втором ряду, тут всё логично. Что касается не участвовавшего в сражении второго квартета героев, то они всегда рядом и, например, могут продолжать носить для вас подбираемые предметы. Ну а в случае необходимости заменить кого-то из уставших или раненных бойцов, можно сделать это хоть посреди боя через меню «Party Formation» (построение отряда или партии на языке ролевиков).
Есть у каждого персонажа и возможность произвести «заряженную атаку» (сharge attack), наиболее эффективную при синхронном использовании всей четвёркой бойцов одновременно. Такие приёмы позволяют нанести наибольшие повреждения и, что самое главное, «отломать» какую-либо часть или конечность у самых мощных противников и боссов. Как результат: оппонент станет менее активным и даже лишится одного из самых опасных приёмов, а вы получите редкий и более нигде не встречающийся ингредиент для крафтинга.
Хочу сразу отметить, что, благодаря сражениям в реальном времени и возможности уклоняться, совсем несложно научиться кружить с оппонентами в непрекращающемся «вальсе» переставных шагов и почти не получать повреждений. В таком случае останется только не загнать себя в угол, да подмечать редкие атаки по площади у самых мощных противников. На первый взгляд такая тактика может показаться не очень честной, но, поверьте мне, если вы играете на одном из высоких уровней сложности, вам хватит проблем и помимо схваток с враждебной фауной и боссами!
При смене этажей в «подземельях» нередко начинается новый день. Как следствие, биологические часы тикают, а клоны стареют…
Давайте же наконец поговорим о выживательной части Zanki Zero: Last Beginning, напрямую завязанной на ролевой системе игры – ведь она получилась, действительно, интересной и заслуживающей внимания. У каждого клона обнаружатся несколько показателей, отмечающих за состояние его организма – это живучесть (она же здоровье), выносливость, стресс и…наполненность мочевого пузыря. Так выносливость расходуется на абсолютно любые действия – даже ходьбу, а восстановить её можно, употребляя пищу. Приём пищи и питьё, в свою очередь, заполняют шкалу мочевого пузыря, а не посетивший вовремя туалет персонаж рискует сходить под себя и стать менее эффективным в бою. Наконец, множество действий влечёт за собой рост уровня стресса – начиная от посещения загаженного туалета и заканчивая получением серьёзных ранений и перегруженностью инвентаря.
Наряду с упомянутыми показателями, в наличии целый ряд негативных статусов и зловредных воздействий, с которыми можно столкнуться при исследовании руин. Например, некоторые враги могут легко отравить персонажа, что приведёт к медленной смерти от яда, если у вас не найдётся антидота и способного применить его специалиста (даже для этого нужно отдельное умение!). Существует также проблема аллергий и пищевых непереносимостей – накормите кого-нибудь противопоказанным ему продуктом и получите летальный исход! Так однажды я нажарил на всех котлет из кабанятины, но не учёл, что использованное при готовке масло из хвостов ящериц убьёт одного из персонажей. Очень жизненно!
Поначалу выживать в Zanki Zero: Last Beginning реально тяжело. Вам будет постоянно не хватать еды и припасов для расширения базы. Раненые будут нуждаться в отдыхе для восстановления здоровья, но, отправляя приключенцев спать, вы рискуете на утро получить голодную ораву клонов, которую банально будет нечем кормить. Тем самым, будьте готовы к тому, что первое время вашими постоянными спутниками станут урчащие животы героев!
Проект не был бы настоящим данжен-кроулером, если бы клоны не получали опыт и новые уровни за свои подвиги. Зарабатываемые ими очки умений можно потратить на изучение полезных способностей, причём некоторые из них универсальны для всех героев, тогда как другие будут уникальны для конкретных персонажей. Кроме того, большинство навыков имеет несколько уровней развития, но, скажем, врач Мамору сможет прокачать техники оказания первой помощи или противодействия ядам и стрессам на большее количество ступеней, чем, скажем, не разбирающаяся в этом флорист Ринко.
Отдельные механики строятся на использовании так называемых «клионов», также именуемых морскими ангелами. Правда, клионы из Zanki Zero: Last Beginning не имеют ничего общего с реальными одноимёнными моллюсками. В нашем случае это опасные паразиты, получившие контроль над телами отдельных врагов. Что клионы могут дать нашим героям? Проведя успешную атаку и отделив паразита от тела-носителя, мы сможем использовать Машину продления для вживления клионов в тела выбранных персонажей. Переживший трансплантацию доброволец сможет выращивать из своих конечностей щупальца, разбивать непреодолимые ранее преграды и наносить мощнейший урон противникам – ценой таких способностей станет растущая шкала искажения (corruption), отвечающая за получение паразитом контроля над телом хозяина!
Услада для глаз и ушей, а также трусы – главный враг цензуры
Я уже вскользь затронул ту часть визуального ряда, которая отвечает за элементы визуальной новеллы. Стоит сказать, что Zanki Zero: Last Beginning – во всех смыслах красивая игра. Художники создали очень атмосферные постапокалиптические локации и фоны, а модели персонажей и боссов постоянно радуют глаз или по-хорошему отвратительны. Рядовые враги выглядят попроще, но, в целом, не вызывают серьёзных нареканий. Наконец, не обошлось без фирменной для Spike Chunsoft стилизации некоторых элементов интерфейса и объектов инвентаря под пиксельные картинки – такое решение сильно напоминает о серии Danganronpa и смотрится очень органично.
Звуковое сопровождение и озвучка персонажей находятся на высоком уровне. Исходя из своих предпочтений, я проходил игру с японской звуковой дорожкой, однако для желающих также доступен и английский дубляж. На мой взгляд, в оригинальной озвучке очень хорошо подобраны голоса без исключения всех персонажей, но особое удовольствие мне всегда доставляло каждое появление на экране ведущих «Extend TV» – их запоминающиеся интонации и эмоциональные кривляния обязательно надо слушать в оригинале! Что касается саундтрека, то он просто хороший, но не более того. А вот по-настоящему запоминающихся музыкальных тем в предыдущих работах Spike Chunsoft было всё-таки побольше.
Показывать друг другу пупки в Zanki Zero: Last Beginning – абсолютно нормально, а вот видеть трусы западным игрокам в идеале не положено!
Завершая свой рассказ о Zanki Zero: Last Beginning, хотелось упомянуть, что, по моим ощущениям, в игре стало больше сальных шуток и пошлых намёков, чем во многих предыдущих проектах разработчиков. Это ни в коем случае не плохо и не инородно, особенно там, где можно сделать двух персонажей соседями по спальне. Такое соседство приведёт к укреплению связи между героями и позволит получить временно повышающие характеристики бонусы. Кроме того, вы сможете стать свидетелями так называемых Bedtime events (постельных событий) – диалогов, кульминацией которых станет финальный эпизод с демонстрацией CG-картинок полуобнажённых участников. Наконец, совместный сон не позволит клонам полноценно отдыхать по ночам…интересно, чем это таким они будут заниматься, хм?
К сожалению, цензура игру не обошла. К счастью, изменений оказалось не очень много и сводятся они преимущественно к полностью удалённым эпизодам в спальне с участием клонов детского возраста, а также изменению ракурсов в отдельных сценах, с тем, чтобы мы не смогли увидеть трусы парочки героинь. В качестве компенсации в проект сразу включен платный DLC с набором купальных костюмов для персонажей всех периодов жизни (да, даже для стариков).
90 Zanki Zero: Last Beginning не только смогла взять лучшее от предыдущих проектов Spike Chunsoft и Lancarse, но и успешно сочетать в себе сразу несколько жанров. В результате сложнейшего скрещивания, мы получили красивую визуальную новеллу, интересную выживательную игру и чертовски увлекательный данжен-кроулер – наверное, один из лучших за последние годы. Пускай технически игра не тянет на высокобюджетные AAA-проекты, а оседающих в памяти музыкальных тем меньше, чем в других работах разработчиков, новейшая игра от авторов серий Danganronpa и Zero Escape смогла доказать свою индивидуальность и получает право занять видное место среди лучших образцов представляемых ею жанров.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.